Так как до места старта добирался на машине, маршрут планировался кольцевой, вернуться нужно было туда, где осталась машина. Нужно было ещё найти место, где машину никто не обидит во время отсутствия хозяина, город ведь совсем незнакомый. Немного подумав, такое место отыскал. Стартовал в 12:00 с гостевой стоянки возле Кореличского РОВД, которая находится на улице Н. Артюха. Н. Артюх - это молодой комсомолец, даже руководитель местного райкома комсомола, расстрелянный в 1933 году, как написано на памятнике, "белопольскими оккупантами". Смерть его не была напрасной. Погиб он не зря, то, за что он боролся, свершилось, и через 6 лет всё в стране изменилось - его земляков стали расстреливать не "белополяки", а совсем другие люди, наши, советские. Похоронен Н. Артюх на кладбище в конце улицы, у въезда в деревню Заполье.
Там же можно посмотреть церковь Святого Георгия 1837г,
и памятник немецким солдатам 1 мировой войны. Солдатские могилы не сохранились.
В Кореличах церковь и костел расположены рядом, по разные стороны площади. Церковь Святых Петра и Павла, 1866г.
Возле церкви красиво вырезанная из дерева фигура Иисуса. Раньше я никогда не видел подобные фигуры возле православных храмов, этот вид искусства как-то больше ассоциируется с католиками.
Костёл Божией Матери, после проведенного по всем законам жанра евроремонта, больше похож на небольшой магазинчик или придорожное кафе. Только вывеску светящуюся добавить. Интересно сделана колокольня возле костела. Ничего лишнего.
Напротив костела ещё советский дом культуры. Глядя на него, не покидало чувство, что когда-то здесь могла быть синагога. Хотя вряд ли бы разрешили так близко от костела синагогу ставить.
Перед домом культуры радостно раскрывшаяся навстречу Любви, Комсомолу и Весне девушка.
В центре городка сохранилось несколько домов исторической застройки.
Из Кореличей выехал в сторону деревни Дольная Рута.
Укатанный грейдер, идущие друг за другом небольшие деревушки и через 8 км слева от дороги увидел аккуратную церковь. Постройку датируют 1935 годом, но некоторые захоронения перед церковью старше. Одна из могил красноармейца перед воротами датирована 1920 годом. Вероятно, на этом месте раньше стоял деревянный храм.
Немного посидел возле храма, и преисполнившись мыслей о Хорошем и Вечном поехал дальше.
Метров через 200 влево отходит полевая дорога. Дальше начался самый увлекательный этап путешествия. Один длинный и крутой подъем заканчивается и вместо долгожданного спуска и после небольшого ровного участка начинается следующий. Особенную спортивность поездке придавал сильный встречный ветер. Ехал на передачах 1-3, 1 -2 и местами 1 - 1, но с велосипеда не слазил, подавляя в себе малодушное и неспортивное желание заползти на горку пешком.
Дорога постепенно перешла в идущую посреди поля колею, и вскоре начала растворяться среди следов сельхозтехники. Отмеченная на карте дорога в деревню Туполы в реале отсутствует.
Повертевшись по полю заметил в лощинке какие-то домики. Дороги туда не было.
Гибридный велосипед несмотря на шины-полуслики на удивление резво побежал напрямую по полю.
Через несколько минут выяснилось, почему к деревне нет дороги - в этой части деревни никто не живет.
Ближе к Большим Туполам жилых домов становится больше. Мало-мальски крупных рек на Новогрудской возвышенности нет, но во многих деревнях устроены пруды на ручьях, возле которых можно отдохнуть, выпить минералки, закусить шоколадкой и ехать дальше.
Заброшенный клуб в Больших Туполах. Раньше здесь бурлила жизнь. Собиралась молодежь, показывали кино, были танцы. Пиво советская молодежь не жаловала. Пили вино, танцевали, потом выходили на улицу и били друг друга по лицу. Провожали девушек... Такая вот комсомольская романтика была.
Оставив позади Большие Туполы, возле деревни Заболотье пересек асфальтовую трассу. Проехал мимо деревенского кладбища. Налево уходит полевая дорога, которая ведет к небольшому заросшему деревьями участку.
Это заброшенное мусульманское кладбище - мизар. Кладбище очень старое, большинство памятников почти ушло под землю. Сохранилось несколько камней. Украшены изображением полумесяца, надписи на арабском и иногда на польском языках. Судя по размеру камней здесь были похоронены какие - то серьезные люди.
Кладбище настолько старое, что выросшие деревья разворотили достаточно крупные могильные камни.
Подбадриваемый весёлым встречным ветром продолжил штурмовать затяжные подъемы в направлении деревни Волца. Перед деревней переехал очередную речку-канаву под названием Корчевка.
Проехав почти до середины деревни Волца, свернул на уходящую на юг и снова вверх полевую дорогу. Крутой подъём при помощи сильного встречного ветра стал понемногу утомлять. Но сдаваться и подниматься пешком не стал. Когда пульс начинал зашкаливать, и становилось совсем тоскливо, останавливался, какое-то время пережидал и на 1 – 1, 1 - 2 передачах продолжал карабкаться вверх.
Наконец вершина и долгожданный спуск вниз. Спуск оказался грунтовой дорогой, круто сбегающей вниз через кукурузное поле. Засохшая глинистая почва, по которой перед этим ездили колесные трактора, добавляла элемент спортивности. Размышления о покупке шлема чередовались с мыслями о том, что делать, если вдруг не дай Бог навернусь - вокруг никого. Боялся я зря – навернулся я значительно позже, на ровной дороге и совсем в другом месте. Деревня Скорово расположена в лощине между двумя грядами холмов и состоит из двух небольших групп домов.
Между ними отходит полевая дорога в южном направлении.
Очередной подъем, спуск и выехал на асфальтовую дорогу Кореличи - Валевка в районе деревни Райца.
Почти сразу же будет поворот направо к больнице. Проехав через больничную территорию, в зарослях перед полем (ориентир - рядом туалет) обнаружил гербовый столб Раецких. Не знаю, возможно из этих Раецких происходил Гедеон Раецкий, бывший минским воеводой в 1649-1654 годах. Велосипед стоит для масштаба.
С одной стороны на столбе герб Раецких, с другой - стоящий на реалистично изображенном черепе с костями и увитый змеёй крест. С какой целью был установлен этот столб не известно. Раньше к столбу была прикреплена табличка с какой-то надписью, но во время подавления восстания 1863г её спрятали от российских карателей, и в итоге она утрачена. Один из больничных водителей рассказал, что под этим столбом, по легенде, один из Раецких когда-то давно закопал сердце своей рано умершей возлюбленной.
Возле столба несколько старых деревьев. Велосипед показывает толщину ствола.
Усадебный дом находится ближе к дороге. Дом построен в XIX веке Путкамерами, владевшими Райцей после Раецких. Раньше в нем размещалась больница, теперь он заброшен. Надо отдать должное культуре местных жителей. Несмотря на то, что корпус заброшен около 5 лет (последние документы на стендах датированы 2003 годом), внутри все чисто, ничего не разломано, нигде не насрано. Может быть, надеются на возвращение больницы. Сохранились даже стенды с разными документами. Только на одном стенде аккуратно, стараясь не повредить бумаги, неизвестные путешественники написали "тут были мы". И, немного подумав, так же аккуратно дописали - "х...й". Кстати, стойкий больничный запах за это время ещё не выветрился.
Если вернуться на дорогу Кореличи - Валевка, сразу за дорогой начинается тропинка, которая метров через 50 приводит к нескольким полностью засыпанным землёй и заросшим травой прямоугольным каменным фундаментам, по словам местных жителей, оставшимся от спиртзавода и водяной мельницы. Чуть дальше руины плотины водяной мельницы.
Вернувшись на дорогу, почти сразу свернул налево, в саму деревню. Слева от дороги соит построенная в XIX веке плебания.
На горке за плебанией церковь Святой Варвары, которая в 1817 году была построена как костел. В крипте находятся фамильные захоронения Раецких, но все закрыто и туда никого не пускают. После подавления восстания 1863г костел переосвятили в церковь.
Вид на плебанию и деревню от церкви.
В 2000 году церковь Святой Варвары подвергли реставрации. Если вы думаете, что реставраторы только сейчас на примере мирского и несвижского замков научились похабить нашу старину, то это не так. Желание избавится от груза прошлых лет у белорусов в крови.
Вот так вид будет гармоничнее.
Каменный крест возле церкви. Видимо, с того времени, когда церковь была костёлом.
Через старую браму с гербом Раецких выехал на дорогу и направился в Ворончу.
Опять пошли долгие подъемы и короткие спуски, правда ехать стало намного проще, потому что ветер дул уже не в лицо, а немного сбоку. Появились дорожные знаки, которые призваны вселять оптимизм в велосипедиста. Особенно радовали знаки «крутой подъем» с цифрами, указывающими эту саму крутизну -7%, 12%... Подъемы начали чередоваться со спусками, и через 7 километров я въехал в Ворончу.
Дорога идет вдоль озера, на берегу которого находятся запущенный парк и то, что, что осталось от усадьбы – несколько хозпостроек, спиртзавод, ледовня с интересными подземными ходами. Дворец в XVIII веке построили Неселовские, потом им владели магнаты Мержеевские и последними имением владели Любанские, которых в 1943 году вместе с дворцом сожгли партизаны.
Воронча в свое время была довольно престижным местом для жизни, судя по тому, сколько манатских родов здесь жило и сколько осталось после них памятников. Костел Святой Анны построил в 1773 г последний новогрудский воевода Юзеф Неселовский, который был похоронен в крипте этого костела в 1816 году.
Справа от костела захоронения родных известного белорусского фотографа Яна Булгака.
Через дорогу от костела начинается узкая заасфальтированная дорожка, которая ведет на кладбище. Если проехать мимо современных захоронений, дальше будет ещё одна достопримечательность Ворончи – старинные магнатские захоронения.
У католиков, особенно богатых и знатных, почему-то не принято закапывать умерших в непосредственно в землю. Строились усыпальницы, где умершие просто лежат в нишах в стене, аналогичные конструкции в криптах костелов. Второй вариант – устанавливается большой и красивый памятник – надгробие, а в земле сооружается бетонное углубление, которое сверху закрывается плитами.
Такой подход во все времена провоцировал различного рода мудаков разрушить, разграбить, осквернить и вытащить наружу «то, что до поры милосердная земля скрывает от людских глаз» (с) Говард Лавкрафт. Пока рассматривал памятники, разговорился с одним из местных жителей. Он рассказал про то, как лет 30 назад несколько местных молодых людей решили попытать счастья и поискать драгоценностей в могиле магната Франтишека Верещако.
Вскрыли склеп, вытащили наружу гроб с телом магната. Мой рассказчик со стороны наблюдал за происходящим. Магнат лежал практически не истлевший, в скромном сером костюме, ни золота, ни драгоценностей при нём естественно не было. Скинув гроб назад в склеп, новоиспеченные археологи выпили вина и потеряли к могилам интерес. Ни один из участников не пережил год. Никто не умер естественной смертью, все от несчастного случая, в разное время, каждый по - своему. Местные снова залили могилу бетоном от греха подальше и стараются поменьше туда ходить. В крышах нескольких склепов кто-то совсем недавно снова попытался проделать отверстия…
Интересно, как создавались такие скульптуры, когда не то что фотошопа не было, а вообще компьютеров с 3D графикой… Да и электричества тогда не было.
Поначалу я решил, что это портрет того, кто лежит внизу, потом рассмотрел на памятнике женское имя. Значит изображен Иисус.
Памятник очень красивой девушке по имени Фабиона, прожившей всего 21 год.
За блужданиями среди старинных могил с печальными мыслями я как-то перестал следить за временем, и опомнился, когда дело уже своем пошло к вечеру. Проехать весь запланированный маршрут вряд ли успею до наступления темноты, соответственно пришлось ускориться. Длительные изнуряющие подъёмы наконец то закончились от Ворончи до Бобоневки асфальтовая дорога, но которой горизонтальные участки чередуются с участками пологого спуска, и все эти 6,5 км можно без особых усилий поддерживать скорость 30-40 км/час.
Православная часовня начала XX века в Бобоневке.
От Бобоневки до деревни Кайшовка укатанный гравий. В Кайшовке повернул налево, немного проехав пересек по мостику речку Бахона, и по грунтовке поехал в сторону Сервечи.
Колеи грунтовки идут по старинной насыпи, когда-то это была какая – то важная дорога. Слева от этой дороги, примерно в километре от перекрестка с дорогой Сервечь – Любавичи, находятся руины усыпальницы Неселовских. В 1851 году сюда были перенесены из костела в Воронче останки последнего Новогрудского воеводы Юзефа Неселовского. Почему последнего? Потому что после раздела Речи Посполитой государства нашего не стало. Мимо усыпальницы я проехал, не заметив её, вылетел на асфальтовую дорогу, после чего, уточнив у Андрея Дыбовского по телефону, где она находится, решил, что возвращаться и искать времени уже не остается. Очень хотелось до темноты посмотреть церковь в Березовце, поэтому поехал дальше. Если кто-нибудь заинтересуется, усыпальница находиться примерно в километре от выезда на асфальтовую дорогу, к югу от грунтовки Кайшовка - Сервечь, метрах в 100 от дороги на самом высоком пригорке, в зарослях деревьев. Немного расстроенный поехал дальше, желая осмотреть церковь в Любавичах. Когда въехал в Любавичи, при попытке резко повернуть налево велосипед ушел в занос, и я метров 5 проехал на левом боку по свежему ровному асфальту, обильно присыпанному сверху мелкой пылью. Немного повредил локоть и колено, разодрал штаны на колене, весь выкачался в пыли. Велосипед не пострадал. Утешил себя тем, что ни один из законов физики я не нарушил, все произошло в соответствии с ними, немного полежал, отряхнулся, и искать церковь в Любавичах тоже было уже поздно. Начал искать дорогу в Березовец. Перепачканный в пыли и немного подранный спортивный костюм имел и положительные моменты. Местные, у которых я уточнял дорогу, перестали воспринимать меня как чужака и внятно и подробно, не тормозя и не смущаясь все объясняли. В Березовец из Любавичей проселок идет сначала через поле. Затем вдоль леса. Наступающие сумерки очень помогали забыть о больном колене и поддерживать высокий темп.
В Березовец почти успел. Нормально сфотографировать уже не получалось, пришлось установить камеру на столбик и пытаться что-то сделать с длинными выдержками. Получилось что получилось.
Троицкая Церковь была построена в начале XX века, служба в ней шла совсем недолго, во время 1 мировой войны она была разрушена, и больше не восстанавливалась.
От церкви до оставленной на стоянке возле РОВД машины 9 километров по асфальту в темноте. Очень помог мигающий красными светодиодами фонарь сзади. Для местных водителей это экзотика, на всякий случай от непонятного предмета они старались держаться подальше и объезжали по широкой дуге. Всего проехал 72 км.
Источник: http://forum.poehali.net/index.php?board=22;action=display;threadid=19319 |