О проблемах въездного туризма, в частности велосипедного, мы поговорили с Валерием Рассолько, координатором велопробегов по Беларуси, исколесившим за десятилетия карьеры десятки тысяч километров в десятках стран.
– На каком этапе активный туризм находится в Беларуси сегодня?
– Видов активного туризма в Беларуси много: какой-то развит лучше, какой-то – хуже. Но в целом уровень низкий. На первом месте по значимости в нашей стране традиционно располагается водный туризм. У нас есть несколько фирм, которые организуют водные походы: и для белорусов, и для иностранцев. Сам я 25 лет занимаюсь велотуризмом. Наш клуб «Шкворень» – единственный клуб в стране, который организует для иностранцев туристические велопробеги по Беларуси.
Необходимо заметить, что в Европе велосипед имеет большее распространение, чем у нас. Самые «велосипедные» страны – это Дания, Германия и Нидерланды. Из прибалтийских стран велосипедный туризм развит больше всего в Литве. Она по инфраструктуре приближается к Западу. Вообще в Европе человек может иметь в своем распоряжении 2-3 машины, но он пользуется велосипедом не меньше, чем авто. Деловой человек в костюме едет на велосипеде на работу. Это абсолютно нормальное явление для Запада. У нас же покрутят пальцем у виска. В Европе и мире проводится огромное количество велосипедных пробегов. В них могут принимать участие тысячи человек. Мы в этом плане значительно отстаем.
– Какие проблемы сдерживают развитие активного въездного туризма?
– Проблем, сдерживающих въездной туризм (в том числе активный), множество. Информации о нашей стране за рубежом очень мало. Те, кто приезжают к нам впервые, как правило, спрашивают: есть ли у нас интернет, мобильная связь, можно ли просто ходить по городу, не остановят ли их? До сих пор многие не знают, что есть такая страна – Беларусь. Приходится объяснять, что страна находится между Польшей и Россией. Я разговаривал с разными людьми, и как минимум 40% не знало, где находится Беларусь географически. Встречал людей, которые и слова такого не слыхали!
Сдерживающий фактор – это визы, бесспорно. Но если б ими все ограничилось! По прибытии человек должен зарегистрироваться. На границе он получает миграционную карточку, платит пошлину. Это отнимает время у туриста, и он не понимает, почему должен отдавать еще деньги, когда уже заплатил 60 евро за визу, и где-то бегать. С передвижениями по стране дополнительные проблемы: раз в пять дней очередная регистрация. И иностранец за время пребывания в Беларуси должен платить два-три-четыре раза пошлину. Думаю, в принципе мало кто понимает в этой системе регистрации и у нас.
Очередная проблема – необходимость покупать белорусскую медстраховку, при этом каждый иностранец имеет международный страховой полис, действующий в любой стране мира. Эти суммы для приезжих небольшие, но это неправильно! Приезжий человек сразу понимает суть происходящего: нашему государству просто нужны деньги.
Еще проблема – низкий уровень сервиса. Плюс гостиниц не хватает. Отдельная тема – туалеты. Добавим к этому такую проблему, как малое количество торговых точек, в провинции они к тому же рано закрываются.
Что касается собственно проблем для туристов на велосипедах, то в Беларуси слишком много гравийных дорог – для велосипеда они убийственны. Да, у нас есть великолепные дорожные покрытия, местами даже лучше, чем во многих странах Европы, но такие участки встречаются «кусками» и, честно говоря, погоды не делают.
Существенна и языковая проблема. Нашу кириллицу иностранцы прочесть не могут. Дубляжей на латинке очень мало. Простые белорусы языками практически не владеют. Одна женщина, француженка, после велопробега Париж – Москва в одиночку проехала от Витебска до Бреста. На брестском вокзале она два часа искала человека, который бы помог объяснить кассиру, что ей нужно.
Но, конечно, есть у нас и свои сильные козыри. Самый главный из них – природа. Иностранцам у нас интересно, здесь необычно, все для них ново. Но необходима реклама нашей страны за рубежом и, естественно, надлежащий сервис. Еще важно научиться посмотреть на нашу страну глазами иностранцев. Идут они, и вдруг раз – их что-то привлекло – остановились, обсуждают. Я смотрю в эту точку – ничего понять не могу. В лесу букашку в траве начали фотографировать. Жука нашли, со всех сторон отщелкали. Природа у них умирает, и им интересно то, мимо чего мы можем пройти.
Работа с людьми вообще очень тяжелая. Особенно с иностранцами. Поэтому пока не поговоришь с человеком, не спросишь, как у них это принято, очень трудно найти общий язык. Но мы должны учиться взаимопониманию. Мы должны искать точки соприкосновения.
– И все-таки: есть ли положительные сдвиги в развитии велосипедного туризма в Беларуси?
– Сдвиги происходят, но, к сожалению, очень медленно. И не всегда положительные. Сейчас велосипедистам велено ездить по тротуарам. Но практически нигде нет разметки: отдельно для пешеходов, отдельно для велосипедистов. Существует проблема бордюров. Чиновники гордятся новой велодорожкой, проложенной через весь город, но на ней приходится все время смотреть по сторонам: дети гуляют, мамы с коляской, на роликах ребятня. Не разогнаться. В Европе я, как пешеход, только ступил на велодорожку, и меня тут же кто-то окликнул и сказал, что нельзя.
НЕОФИЦИАЛЬНО
«В Беларуси могут и пальцем у виска покрутить, когда видят велосипедиста с налобным фонариком!»
– Мне нравится путешествовать, ездить, встречаться с людьми, видеть новые места, фотографировать, писать. Велосипед пришел со временем, поскольку оказался таким видом транспорта, на котором и проехать можно, и в руки взять перенести. Мне интересен сам процесс передвижения. В дороге все воспринимается по-другому. Есть люди, для которых сидеть всю жизнь на одном месте – это нормально. Я спокойно отношусь к таким людям, но лично я из другой категории, у меня есть желание путешествовать. Я сел на велосипед поздно, в 34 года. Затянуло. Я стал встречаться с туристами, приглашал, в том числе и с помощью редакции газеты «Туризм и отдых», в походы, организовывал экспедиции, велопробеги, сам примыкал к походам, организованным другими людьми.
Многие люди крутят пальцем у виска, когда встречаются с нами. У них семья, телевизор, диван, машина. Вот приезжали к нам немцы в конце августа – начале сентября. У одного пять велосипедов, один из которых стоит полторы тысячи евро. Он обеспеченный человек. Но у него нет машины. Она ему не нужна. Такой вот образ мышления и жизни. У нас могут не только у виска покрутить, но и огрызком яблока бросить и матом покрыть. Молодежь вообще реагирует очень эмоционально. Особенно вечером, если едешь с налобным фонариком. Как инопланетянин для них. Группа если проезжает – несутся такие крики! У иностранцев настоящий шок. У нас туристы считаются бездельниками. Бабка копается в огороде, задашь вопрос – сначала выяснит, кто ты и почему не на работе.
У меня был эпизод в Литве. Покатался раз с семейной парой из Каунаса. Спустя какое-то время был там в походе. Группа в город не заезжала, а я хотел съездить туда один и искал место для ночлега. Та семейная пара дала мне ключи от своего дома. И я с удовольствием переночевал там. Виделись с ними всего второй раз.
В туризме принято помогать друг другу, отдавать то, что можешь отдать, потому что в дороге и тебе многие люди помогают. Это очень интересный мир. Очень яркие впечатления после походов. Для постороннего человека это и неинтересно, и непонятно. Многие, к сожалению, принимают нас за чудаков. Беседовал Павел Добровольский, www.tio.by фото из архива В. Рассолько |