Сложно ли сходить в водный поход по Беларуси иностранцу? С таким вопросом столкнулись туристы-байдарочники из Украины, которым пришлось потратить более месяца, чтобы получить всевозможные разрешения на сплав по белорусским рекам Ствига и Припять.
В поход по Полесским рекам собрались одиннадцать украинцев и двое белорусов на майские праздники, период самый любимый туристами для водных походов. Первым желанием было организовать сплав с территории Украины, где река Ствига берет свое начало. Но желание пересечь госграницу Украина-Беларусь по реке Ствига было пресечено сразу на уровне диалогов при организации похода участниками из Беларуси, хотя украинские «коллеги» сильно желали протолкнуть эту тему. Были даже задействованы пограничные ведомства Украины и посольство Беларуси в Украине. Но времени на решение этого вопроса оставалось мало и от данной идеи пришлось отказаться. В итоге к месту старта украинцы добирались заказным транспортом с пересечением границы в официальном пункте пропуска. Река Ствига, по которой туристы хотели попасть в Беларусь, находится в заболоченном и заброшенном краю Беларуси – среднем Полесье. Это граница Брестской и Гомельской областей. Здесь - край болот и крупных лесных массивов. Никто не станет тратить свои силы и время на организацию пропуска небольшой группы туристов вне официального пункта пропуска и организовывать выезд пограничников к реке как с украинской, так и с белорусской стороны.
Как вариант такого сплава с пересечением границы могло быть движение на байдарках до границы, далее сниматься с воды и ехать на КПП, а потом возвращаться на реку уже с другой стороны границы. Возможно, из-за этого потенциал приграничных рек для водных сплавов не используется совершенно. Исключение составляют реки, пересекающие границу Беларусь-Россия.
Возвращаясь к проблемам, с которыми столкнулись украинцы, организовывая поход, обозначим следующее. Выполняя все законотворческие указания, нужно было получить разрешения на сплав по рекам Ствига и Припять от руководителей всех сельсоветов, по территории которых пролегал маршрут, а также от Нацпарка «Припятский», в который включена часть реки Припять длиной, не менее дневного перехода на байдарке. Итак, разрешений нужно было получить не менее 7 штук. Исключение хоть одного из разрешений ставил под удар весь смысл похода в период запрета выхода маломерных судов на воду с 1 апреля по 31 мая. Руководитель похода, украинская девушка, изучая все «прелести» законодательства в этой области, исписала огромное количество писем и обзвонила множество служебных кабинетов для того, чтобы выяснить, как же действовать, чтобы добиться правильного результата. Наличие же белорусов в команде облегчил процесс. Решение проблем из Беларуси стало решающим фактором не отказаться от затеи.
Что же потребовалось чтобы пойти в поход иностранцу по белорусским рекам Ствига и Припять? Во-первых, упомянутые разрешения исполкомов и Нацпарка, а также подтверждение комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды и разрешение от пограничного комитета на нахождение иностранцев в приграничной зоне. Последнее оказалось самым простым, а первое – соответственно, сложным. Остановимся на каждой процедуре отдельно.
Чтобы получить разрешение на посещение приграничной зоны требуется от резидента Беларуси, лица физического или юридического, подать заявление и ходатайство в пограничный комитет с приложением копий паспортов группы иностранцев и, после положительного рассмотрения, оплатить пошлину. Пограничный комитет рассматривает заявления быстро и не устраивает волокиты. Но как человеку, находящемуся за границей, подать такое заявление и, тем более, оплатить пошлину, хотя и смешную по сумме, в белорусских рублях и на белорусский счет? Никак, если в Беларуси нет друга или приглашающей организации. Полагаю это правильно. Нечего вдоль границ неизвестным иностранцам прогуливаться без «местного», который берет на себя соответствующую ответственность. Однако, ведь этот вопрос можно решить, организовав паспортный контроль прямо на границе и взимать пошлину в кассу при прохождении таможни. Таким образом, иностранец мог бы самостоятельно направиться в приграничную зону, пройдя данную процедуру при пересечении границы.
Немаловажным документом при организации похода наших украинских туристов стало разрешение на сплав от комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Гомельской области, на территории которой и проходил весь маршрут. Данное разрешение получить не составляло проблем, т.к. в ведомстве не видели проблем в прохождении группы туристов-байдарочников в нерестовый период на гребных судах, но обратили внимание на получение тех самых семи разрешений, которые оговорены законами. Это разрешение получить иностранцу самостоятельно можно, обратившись в комитет как от имени любого иностранного юридического лица, так и с ходатайством белорусского. Первым же препятствием в данной истории разрешений стал Нацпарк «Припятский». Понять логику работы сотрудников Нацпарка с иностранцами сложно. Телефонные звонки из-за границы не дешевые в любых странах и когда тебе звонит иностранец и просит растолковать некоторые вопросы и решить проблему, казалось бы, войди в его положение и постарайся решить вопрос. Тем более вопрос о разрешении прохождения по Припяти лежал непосредственно в компетенции сотрудников Нацпарка. Ответы на вопросы начали появляться после нескольких звонков. Решение было совершенно простым – требовалось оплатить нахождение на территории Нацпарка «Припятский», подписать договор на обслуживание и получить разрешение. Но как оплатить счет, который не дают? И как, по истечении двух недель, получив его, иностранец заплатит эти деньги в белорусских рублях на белорусский счет. Почему счет высылали две недели? Потому, что в это время иные иностранцы из Италии гуляли по парку. Выходит иностранец иностранцу рознь. Но, вернувшись к украинцам и походу, отметим, что решить этот вопрос без приезда в Беларусь было бы невозможно. Значит, нужен «местный» представитель. В роли оного выступили белорусские участники похода. Иначе – отменяй затею.
И на закуску разрешения шести исполкомов. Какой нормальный иностранный турист будет писать шесть писем в эти исполкомы и, перезванивая в каждый, интересоваться моментом получения такого письма и потом звонить через день, убеждаясь, что дан положительный ответ и согласовательное письмо выслано просителю. Оставим это без глубоких комментариев. Всё весьма на поверхности.
И вот сам собой напрашивается вывод, что находясь за пределами Беларуси, оформить все нужные документы на нахождение на территории нашей страны самостоятельного интуриста невозможно. Это относиться не только к байдарочным сплавам в нерестовый период, но и иных активных туристов, желающих посетить национальные парки или приграничные территории. Ни одно государственное ведомство никогда не позвонит за границу что бы уточнить запрос и обнадежить туриста. Оплата оформления бумаг, взносов и пошлин производится только в белорусских рублях исключительно на территории Беларуси. Складывается множество факторов, которые сдерживают интерес к самостоятельным путешествиям у иностранных туристов. Украинцы в нашей истории столкнулись со своеобразной проблемой – без юридического лица резидента Беларуси они не смогли бы вообще оформить все документы и приехать в нашу страну.
В качестве резюме можно отметить, что при наличии модного в последнее время «Одного окна» организации, решающей по заявочному принципу от иностранца такие и подобные вопросы, можно было бы дополнительно привлечь в Беларусь не только туристов в экскурсионных автобусах, но и массу самостоятельных, увлеченных природой и рыбалкой, путешествиями и экспедициями, байдарочными сплавами и велопоходами иностранцев, показывая все прелести нашей страны в лучших её красках!
За красоту без границ! |