Украинским туристам-байдарочникам пришлось написать более 30 писем и потратить месяц, чтобы получить разрешение на турпоход по белорусским рекам Ствига и Припять, сообщает «Ежедневник».
Корреспондент «Ежедневника» отправился в Мозырь, чтобы лично встретиться с украинскими туристами-байдарочниками и узнать, как на самом деле белорусские бюрократы привлекают в страну туристов.
Елизавета Грабовская, организатор похода, в котором участвовало девять киевлян, отметила, что нужно было получить разрешение на поход не только у руководства Нацпарка «Припятский», но и у руководителей всех сельсоветов, через которые пролегал путь: «Для получения окончательного одобрения на прохождение по указанному нами маршруту, я была вынуждена отправить более 30 писем, совершить огромное количество телефонных звонков (счет составил около 25 долларов). Все это отняло очень много времени, сил, нервов и необязательных денежных трат. Весь процесс оформления документов занял более одного месяца».
«Люди, занимающие высокие должности в отделах по туризму на местах, не желали иметь с нами никаких дел, – продолжила Елизавета. – Например, начальник одного из отделов по туризму выставлял нам счет целых две недели! Задержка была мотивирована следующим: «Мы заняты. Весь персонал Нацпарка в постоянных командировках». Ответ, мягко говоря, чудной».
Кроме бумажной волокиты, со слов Бориса Кримера, участника похода, наплевательское отношение чувствовалось всюду. На запросы по электронной почте реагировали далеко не все. Реакция происходила не в хамской форме, но без элементарных «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста».
Отдельная тема – прохождение границы. Река Ствига начинает свой путь до Припяти с территории Украины. Туристам не разрешили пересечь границу по реке. Они были вынуждены нанимать транспортное средство, пересекать границу через КПП и ехать к реке уже с белорусской стороны границы.
Юрий Федюкович отметил: «Река, по которой украинцы хотели попасть в Беларусь, находится у черта на куличках. Никто не станет тратить свои силы и время на проезд от пограничного перехода к реке. Пограничники заставляют плыть до границы, сниматься с воды, ехать на КПП, а потом возвращаться на реку уже с другой стороны границы. История помнит огромное количество случаев, когда туристы смеялись с этой системы и вычеркивали Беларусь из своих планов».
Многих туристов-байдарочников отталкивает сбор на территории Беларуси немалых податей. «Руководство Нацпарка взяло с нашей группы порядка миллиона рублей только за то, что мы плывем по их территории, – не без возмущения говорит Елизавета Грабовская. – Столько же с нас взяли за сафари и экскурсию». «За такие немалые деньги (по сравнению с заповедниками тех стран, где нам доводилось быть, например, Грузии, Турции, Украины), нас даже толком не проконсультировали, где именно можно остановиться на ночлег, – говорит Борис Кример. – Место указанной стоянки находилось посередине воды».
Но самая большая проблема в том, что, находясь за пределами Беларуси, оформить все нужные документы на нахождение на территории нашей страны самостоятельного интуриста почти невозможно. «Ни одно туристическое ведомство никогда не позвонит за границу, – говорит Юрий Федюкович. – Оплата оформления бумаг, взносов и пошлин производится только в белорусских рублях. Существует много факторов, которые сдерживают интерес к нашей стране со стороны иностранных туристов. Украинцы столкнулись с проблемой – без человека в Беларуси они не смогли бы вообще оформить все документы и приехать в нашу страну».
«Есть предположение, что на этом кто-то зарабатывает, – продолжает Юрий. – Турагентства имеют из-за этой бумажной волокиты в госведомствах огромные дополнительные прибыли. Ведь туристу не остается ничего, кроме как обращаться к специалистам и платить немалые деньги. Это вполне может быть политикой привлечения интуриста: все процедуры по оформлению обрабатываются за деньги, включаемые в туруслуги тех самых турагентств и туроператоров. Возможно, иной схемы быть и не может».
«Чтобы выйти из этой тупиковой ситуации, – размышляет Юрий, – нужно создать некую структуру, на уровне Министерства, а лучше Общественного объединения, которая могла бы взять на себя функции по оформлению самостоятельных интуристов, в частности походников, которым не нужны гид, гостиница, ресторан и т.д. Они способны сами выработать маршрут и обеспечить поездку на должном уровне. Кроме процедур, с которыми и столкнулись в нашем случае украинские туристы. Они стоят относительно недорого, но требуют огромных, совсем необязательных, усилий». |